Мотофирма "OK-Supreme" (ОКей-СЬЮПРИМ) Великобритания 1899-1940



Основанная в 1882 году компания «Хамфриз энд Доз Лимитед» (Humphries & Dawes Ltd.) выпускала волосипеды марки «Критерион» (Criterion). Одной из первых в Великобритании, еще в конце XIX века, она взялась за производство мотоциклов под маркой «О Кей» (ОК), с покупными двигателями «Де Дион» и «Минерва». Но сколько-нибудь масштабное производство началось лишь в 1911 году, когда на ежегодном мотосалоне в Лондоне компания представила гамму из трех моделей с одноцилиндровыми нижнеклапанными моторами «Пресижн» (350, 500 и 600 куб.см).

Затем появились и более экзотические силовые агрегаты, например гоночная версия 346-кубового мотора с системой жидкостного охлаждения или верхнеклапанный оппозитный двухцилиндровый двигатель «Эй-Би-Си». Но самой популярной в те предвоенные годы стала легкая машина с 200-кубовым нижнеклапанным мотором НСУ.

Военные обстоятельства вызвали приостановку мотопроизводства в 1916 году, а после его возобновления в 1919 году компания под маркой «ОКей-Джуниор» (ОК Junior) развернула изготовление легких мотоциклов с одноцилиндровыми двухтакт ными моторами (246, 269 и 292 куб.см.) «Вилльерс» и «Юнион» (Union). С 1923 года гамму дополнили машины с одноцилиндровыми четырехтактными агрегатами (рабочим объемом от 250 до 500 куб.см) производства ДжАП, «Блекбёрн» и «Брэдшоу» (Bradshow).

В1926 году между основателями предприятия возникли разногласия, и Чарльз Доз (Charles Dawes) покинул компанию. Оставшийся Эрни Хамфриз (Ernie Humphries) переименовал ее в «ОКей-Сьюприм Моторз Лимитер,» и, вырвавшись из-под опеки компаньона, вложил большие средства в гоночную программу и создание новых оригинальных моделей. Венцом первой стала победа Фреда Лонгмана (Fred Longman) в гонке «Турист Трофи» 1928 года в классе 250 см1, а на конструкторском направлении наиболее яркой звездой стал дебютант 1930 года — модель «А», прозванная «Лайтхаус» (lighthouse) за смотровое окошко в головке цилиндра.

Необычайно короткоходный для того времени (70x68,5 мм) 248-кубовый двигатель с наклоненным вперед цилиндром отличался нестандартной системой газораспределения: вертикальный вал, приводимый парой конических шестерен, имел на своем верхнем конце профилированную бронзовую шайбу, исполнявшую роль распредвала, клапаны приводились при помощи длинных коромысел.

В том же 1930 году компания представила тяжелый мотоцикл с двухцилиндровым V-образным нижнеклапанным 747-кубовым двигателем ДжАП, но эта модель
не имела успеха и через два года сошла со сцены. Основой модельного ряда оставались мотоциклы среднего класса, с одноцилиндровыми верхне и нижнеклапанными моторами ДжАП (245, 346 и 490 куб.см.)- А для привлечения тонких ценителей выпускалась модель «Лайтхаус», на смену которой в 1935 году пришла новая серия с двигателями собственного производства (248 и 346 куб.см), найденными более привычной системой газораспределения с верхним распредвалом.

В программе 1939 года, кроме этих машин, объявились модели с одноцилиндровыми верхнеклапанными моторами «Матчлесс» (348 и 497 куб.см). В 1940 году гамму должна была дополнить машина с 750-кубовой «двойкой» от ДжАП, но по понятным причинам мотопроизводство пришлось свернуть. После войны компания не вернулась к изготовлению комплектных мотоциклов, занявшись выпуском мотоаксессуаров.

0 комментариев

Автор топика запретил добавлять комментарии