Мотоциклы Оу-И-Си (ОЕС) Великобритания 1922-1954

Osborn Engineering Соmpany

Название этой марки, составленное из первых букв полного наименования компании «Osborn Engineering Соmpany», в шутку расшифровывали как «Odd Engineering Contraptions» — «Странные технические новации». Впрочем, неординарный подход неудивителен для фирмы, основной специальностью которой является производство судового оборудования.

Первую партию мотоциклов, оснащенных бельгийскими моторами «Минерва», компания выпустила еще в 1901 году. Затем наступил долгий перерыв, а незадолго до начала Первой мировой войны фирма взялась за производство рам для мотоциклов «Блекбёрн». По окончании войны роли несколько поменялись: компания «Блекбёрн» сосредоточилась на изготовлении мотоциклетных двигателей, а сборка мотоциклов теперь полностью осуществлялась на «Оу-И-Си», которая в конце концов в 1922 году выкупила права на их производство под собственной маркой.

Естественно, что поначалу компания использовала моторы «Блекбёрн» ~ одноцилиндровые (348 и 547 см!) и двухцилиндровые V-образные (986 и 1096 см5) четырехтактные агрегаты. Вскоре начались и «странности»: уже в 1923 году в серию пошли популярные в то время мотоциклы-такси с закрытой боковой коляской, V-образным двухцилиндровым мотором и автомобильным рулевым колесом вместо привычного мотоциклетного руля. В 1924 году мотоциклы «Оу-И-Си» полу-чили дуплексную трубчатую раму, благодаря чему стали отличаться замечательными устойчивостью и управляемостью. К услугам компании стали обращаться гонщики-рекордсмены; так, в 1925 году по заказу Клода Тампла (Claude Temple) был построен мотоцикл с двухцилиндровым V-образным верхневальным 996-кубовым двигателем «Бритиш Анцани» (British Anzani). На этом монстре Темпл впервые в мире по крыл за 1 час дистанцию более 160 км, а в 1926 году установил абсолютный мировой рекорд скорости 195,33 км/ч.

Osborn Engineering Соmpany

Помимо моторов «Блекбёрн», компания «Оу-И-Си» в середине 20-х годов стала использовать широкую гамму двигателей ДжАП, как одноцилиндровых, так и двухцилиндровых V-образных. В 1926 году по заказу на мотоциклы стали устанавливать систему задней подвески, с маятником и пружинами, установленными в длинных вертикальных жестко закрепленных трубах. Через год на мотоциклах «Оу-И-Си» поя вилась знаменитая дуплекс ная система рулевого управ ления, с четырьмя параллель ными трубами, которые со единялись тягами. Она обес печивала превосходную устойчивость машины, особенно на неровной дороге, хотя при этом рулевое управление было очень тяжелым, а угол поворота колеса — ограниченным. Тем не менее подобная конструкция в качестве заказного или стандартного оборудования применялась практически на всех моделях компании вплоть до 1940 года.

Целый букет технических новинок предприятие представило в 1928 году:
мотоцикл с заключенным в капсулу-кожух горизонтальным 497-кубовым мотором «Тинклер» (Tinkler), оснащен-ным системой водяного охлаждения; модель «Атланта» (Atlanta) с рамой без верхней трубы, что позволило снизить центр тяжести машины; экспериментальный мотоцикл для военного ведомства с двумя установленными друг за другом задними колесами небольшого диаметра, на которые могла одеваться гусеница. В 1930 году Джо Райт (Joe Wright) на мотоцикле «Оу-И-Си» с 994-кубовым двухцилиндровым V-образным верхнеклапанным двигателем ДжАП установил новый абсолютный мировой рекорд скорости — 220,99 км/ч.

Экономический кризис конца 20 — начала 30-х годов несколько снизил активность компании, которая в 1930 году даже приостановила мото-производство. Но в 1931 году она вновь вышла на рынок с широчайшей палитрой моторов ДжАП: одноцилиндровыми верхне — и нижнеклапанными агренгатами рабочим объемом 346 и 490 куб.см, нижнеклапанными «двойками» рабочим объемом 750 и 1000 куб.см и верхнеклапанными двухцилиндровыми моторами в 498, 680 и 980 куб.см. В 1932 году на все мотоциклы стали ставить коробки передач с ножным механизмом переключения, а в 1933 году гамму продукции дополнили легкие машины с двухтактными двигателями «Вилльерс» (148 и 249 куб.см), а также мотоцикл с четырехцилиндровым V-образным 592-кубовым мотором «Матчлесс Сильвер Хок» (Matchless Silver Hawk).

Osborn Engineering Соmpany

Неувядающий дух технического авантюризма компания вновь продемонстрировала в июле 1934 года, когда перед журналистами предстал созданный компанией необычный аппарат под маркой «Уитвуд Монокар» (Whitwood Monocar). Пространственная рама с установленным спереди дуплексным рулевым управлением была накрыта двухместным кузовом с съемным тентом. Водитель и пассажир располагались друг за другом, под водительским сиденьем находился двигатель с горизонтальным цилиндром, под пассажирским _ коробка передач. Компания предлагала на выбор четыре варианта силовых установок — двухтактные {150 или 250 куб.см) или четырехтактные (500 или 1000 куб.см). Кроме двух больших колес спереди и сзади, машина имела два поддерживающих ролика, которые в движении водитель мог убирать при помощи рычага. Как и следовало ожидать, спрос на этот необычный аппарат оказался мизерным.

Очередную «новацию» компания представила в конце 1935 года под маркой «Атланта Дуо» (Atlanta Duo). Устройством ходовой части этот аппарат сильно походил на «Уитвуд» — пространственная трубчатая рама, дуплексное рулевое управление, двигатель под водительским седлом. Но на сей раз машина имела «мотоциклетный» облик, с длинным подушечным седлом для водителя и пассажира, а в конструкцию шасси была введена свечная задняя подвеска. В качестве силовых агрегатов компания предлагала двигатели ДжАП — одноцилиндровые верхнеклапанные рабочим объемом 245 или 500 куб.см, а также V-образную нижнеклапанную 750-кубовую «двойку». Впрочем, спрос на это чудо оказался немногим лучше, чем на «Уитвуд».
С 1934 года компания наряду с моторами ДжАП стала применять двигатели «Матчлесс» — одноцилиндровые верхнеклапанные (245 и 497 куб.см), а также нижнеклапанную 982-кубовую V-образную «двойку». В 1937 году мотоциклы «Оу-И-Си» получили измененную заднюю подвеску, с очень коротким маятником и уменьшенной вдвое высотой пружинных стоек (по-прежнему жестко зафиксированных на раме). В марте 1939 года гамму дополнила модель с двухтактным одноцилиндровым мотором «Вилльерс» (98 или 122 куб.см) и вполне заурядным шасси ~ жесткая задняя подвеска, параллелограммная передняя вилка.

Прерванное из-за войны в 1940 году мотопроизводство компания возобновила лишь
в 1949 году. На сей раз это были вполне традиционные машины, с двухтактными двигателями «Вилльерс» (122 или 197 куб.см), телескопической передней вилкой и жесткой задней подвеской. Они выпускались в дорожном и спортивном вариантах. В 1951 году гамму дополнила модель «Аполло» (Apollo) с 248-кубовым нижнеклапанным двигателем «Брокхаус» (Brock-house). Вновь компания порадовала публику неординарным техническим решением лишь в 1952 году, когда на ее мотоциклах была внедрена маятниковая задняя подвеска. На спортивных моделях была установлена двойная цепная передача, с промежуточным блоком звездочек на оси маятника — это позволяло при работе подвески сохранять неизменное натяжение цепи. Но это уже не могло привлечь публику, и в 1954 году компания «Оу-И-Си» окончательно свернула производство мотоциклов.

0 комментариев

Автор топика запретил добавлять комментарии