М-72 (СССР 1941) 1946-1951

М-72

Аббревиатура ММЗ расшифровывается как «Московский мотоциклетный завод». Это название было присвоено Московскому велозаводу после того, как на нем развернулась подготовка к производству мотоцикла «БМВ R 71». Документация на этот мотоцикл была получена из Германии после того, как в СССР прошли полигонные испытания наиболее массовых образцов техники вермахта-танков, полугусеничных тягачей и мотоциклов. В январе 1941 года началось изготовление модели, названной М-72.

Это была тяжелая машина с дуплексной трубчатой сварной рамой, 746-кубовым нижнеклапанным оппозитным двигателем мощностью 22 л.с, телескопической передней вилкой, свечной задней подвеской, четырехступенчатой коробкой передач с механизмом ножного переключения. Все перечисленное до того момента на советских мотоциклах не применялось. Производство мотоцикла продолжалось до октября 1941 года, когда решением Государственного Комитета Обороны завод был эвакуирован в Ирбит. Там на его базе был создан Ирбитский мотоциклетный завод (ИМЗ), до сих пор продолжающий строить мотоциклы с коляской и оппозитным четырехтактным двигателем. Московский же завод после битвы под Москвой занимался ремонтом трофейных велосипедов и мотоциклов, а также сборкой мототехники из комплектов, поставлявшихся по лендлизу.

Когда война уже близилась к завершению, Серпуховское ВКБ, позже переименованное во ВНИИМотопром, разработало типаж мотоциклов для мирного времени. На возрожденном Московском мотозаводе решено было разместить производство мотоциклов М-1А (аналог «ДКВ RT 125») и М-2Б (аналог «БМВ R 20»). Верхнеклапанный 200-кубовый М-2Б так и остался опытной разработкой, а вот М-1А пошел в серию уже в 1946 году. Одновременно началось производство аналогичной машины с индексом К-125 в Коврове, на Заводе им. Дегтярева (ЗиД). М-1А и К-125 практически были идентичны прототипу, считавшемуся одним из лучших в своем классе в довоенный период. Различались они лишь деталями электрооборудования: у московской машины контрольная лампочка, предохранитель и ключ зажигания располагались в фаре, в то время как у ковровской вся «электрика» была сосредоточена в коробке реле под сиденьем. Силовой агрегат обеих машин представлял собой двухтактный двигатель (123 см3, 4,5 л.с.) в блоке с трехступенчатой коробкой передач, имевшей ножной механизм переключения.

М-1А первых серий отличались бензобаком без ниг-рипсов и узким вещевым ящиком с левой стороны. Позже на баке появились плоские нигрипсы без эмблем и рифления, а также выштампован-ная надпись «Москва». Вещевой ящик увеличился в размерах. В 1947 году, специально к юбилею 800-летия Москвы, была выпущена партия мотоциклов, отличавшихся вишневым цветом, хромированными ободами колес и бензобаком, на хромированную по-верхность которого был нанесен многоцветный рисунок в виде Спасской башни с частью Кремлевской стены и надписи «800 лет Москвы».

Кроме серийных дорожных мотоциклов, на заводе с 1947 года небольшими партиями выпускались шоссеино-кольцевые М-1Е с форсированным мотором, развивавшим до 10 л.с. В 1951 году появилась кроссовая модель М-1В с телескопической передней вилкой и маятниковой задней подвеской. Эти новшества не успели перейти на серийную продукцию: в том же году завод был перепрофилирован, а производство мотоциклов передали на Минский мотовелозавод (ММВЗ).

0 комментариев

Автор топика запретил добавлять комментарии