НАТИ СССР 1931-1933

НАТИ

В 1929 году на базе «Иж-стальзавода» были организованы мастерские, разработавшие и изготовившие первые пять опытных мотоциклов марки «Иж». Возглавил коллектив мастерских талантливый инженер Петр Владимирович Можаров. До этого он проходил стажировку в Германии, на заводах БМВ и «Неандер». Многое из увиденного воплотилось в опытных конструкциях. После завершения работы и проведения большого испытательного пробега коллектив Можарова перевели в Ленинград, где готовился массовый выпуск мототехники.

Одновременно с разработкой документации на мотоцикл, названный Л-300, его прототипы — мотоциклы «ДКВ Luxus 300» — проходили испытания в НАТИ — Научном автотракторном институте. После начала выпуска Л-300 в конце 1931 года, Можаров v несколько его коллег перееха ли в Москву, где в составе НА ТИ образовалось КБ Мотоци клостроения. В коллективе работали такие люди, как Сергей Иванович Карзинкин — испытатель, один из создателей первого советского мотоцикла «Союз», автор многих статей и книг, посвященных конструированию мотоциклов, Александр Минович Федоров, ставший потом глав ным конструктором Ирбитского мотозавода, Игорь Иванович Окунев — в дальнейшем начальник КБ двигателей АЗЛК, Борис Михайлович Фиттерман — в будущем доктор технических наук, профессор, один из ведущих автомобильных конструкторов.

КБ получило задание на разработку типажа средних и тяжелых мотоциклов для армии и народного хозяйства. Первым стал тяжелый мотоцикл НАТИ-А-750. Эта машина стала неким смешением традиций: в ходовую часть, сделанную по образу БМВ,
был вмонтирован силовой агрегат американского типа.

Дуплексная рама из штампованных профилей с вложенным внутрь бензобаком сочеталась с рессорной передней вилкой, имевшей мощные штампованные перья. Нижнеклапанный V-образный двух цилиндровый двигатель ра бочим объемом 750 см3, рас положенный в раме продоль но, комбинировался с трех ступенчатой коробкой пере дач и цепным приводом зад него колеса. На машине пред, усматривалось сухое много дисковое сцепление, циркуляционная система смазки двигателя и батарейная систе ма зажигания с высоковольт ной катушкой и прерывате лемраспределителем авто мобильного типа.

Второй стала модель НАТИ — Б-375, по некоторым дета лям унифицированная с тя желым мотоциклом. Двига тель фактически представлял собой половинку от А-750 -нижнеклапанный, рабочим объемом 375 см!, с углом наклона цилиндра, равным 13°. Ходовая часть с небольшими изменениями была взята от ленинградской модели Л-300, возможно, от этой же модели использовалась и трехступенчатая коробка передач.

Третьим вариантом стала машина, практически полностью сделанная по образцу БМВ. В ходовую часть, аналогичную А-750 — штампованная дуплексная рама и рессорная передняя вилка, был продольно вмонтирован нижнеклапанный мотор с вертикальным цилиндром. Такое расположение двигателя обусловило применение привода на заднее колесо с помощью торсионного вала. Трехступенчатая коробка передач с кулисой автомобильного типа также была аналогична моделям БМВ. Можаров присвоил этой версии индекс «НАТИ — Иж-6», возможно потому, что при работе над опытными Ижами он не успел воплотить в металле эту конструкцию.

Изготовление мотоциклов решено было передать в родные группе Можарова Технические мастерские при «Иж-стальзаводе». Одновременно туда же был направлен заказ на постройку пяти опытных малолитражных автомобилей НАТИ-2. В 1932 году Можаров с коллегами вновь прибыл в Ижевск, где началась постройка партии мотоциклов НАТИ-А-750.

Первые опытные замеры показали, что мощность новых двигателей находится в пределах 16~18 л.с, что вполне укладывалось в рамки технического задания. Весной 1933 года четыре мотоцикла с колясками успешно совершили испытательный пробег по маршруту Ижевск Сарапул — Горький — Москва (от Сарапула до Горького мотоциклы из-за распутицы добирались на пароходе).
Планировалось, что в Ижевске начнется серийное производство этих машин, а параллельно будут строиться и испытываться опытные 375-кубовые варианты. Однако в Наркомате среднего машиностроения, руководившем этой работой, решили иначе. В Ижевске к выпуску был рекомендован ленинградский мотоцикл Л-300, а мощности для изготовления тяжелых машин решили разместить под Москвой, на Подольском механическом заводе (ПМЗ).

Можаров вновь сменил место работы и жительства. Перед ним была поставлена задача наладить мото производство в Подольске. Задание было труднейшим, поскольку на предприятии отсутствовало главное — прессовое оборудование, необходимое для изготовления ходовой части. В феврале 1934 года был готов первый мотоцикл — еще не способный двигаться самосоятельно, но уже собранный из узлов, изготовленных непосредственно на ПМЗ, а не на смежных предприятиях. Петр Владимирович Можаров позволил себе небольшую передышку и отправился в санаторий, где через месяц погиб при не совсем ясных обстоятельствах. Работы по постановке опытной модели в производство завершались уже без него.

С 1935 года в серию пошел тяжелый мотоцикл, названный ПМЗ-А-750.
Любопытно, что остатки одного из четырех опытных мотоциклов НАТИ были найдены под Москвой в середине 70-х годов. Мотоцикл был достаточно разукомплектован, но основные узлы, во многом отличающиеся от серийных ПМЗ, на нем сохранились. Сегодня единственный опытный мотоцикл НАТИ-А-750, восстановленный до ходового состояния, находится в одной из частных коллекций.

0 комментариев

Автор топика запретил добавлять комментарии