САРКАНА ЗВАИГЗНЕ (Sarkana Zvaigzne) СССР/Латвия 1958-1998



Предприятие «Саркана Звайгзне» было организовано в Риге в 1940 году на базе национализированной «Велосипедной фабрики Г. Эренпрейса» (Velosipedu fabrika G.Erenpreis). В 1958 году на нем были собраны первые опытные образцы мопеда «Спридитис» (Spriditis) с 60-кубовым мотором, прототипом для которого послужила одна из моделей фирмы «Пух».

Эта машина в серию не пошла, но приобретенный опыт позволил создать более удачную конструкцию, получившую название «Рига-1» (Riga-1). За основу был взят один из мопедов марки «Зимзон», но вместо короткорычажной передней вилки была сделана телескопическая.

В 1959 году 5 испытателей на мопедах «Рига-1» совершили пробег на дистанцию 10 ООО км по всей европейской части СССР, а в 1960 году машина встала на конвейер. Параллельно с 1959 года началось оснащение велосипедов «Рига-16» моторчиками «Д-4» (45 куб.см.,1,2 л.с.) ленинградского завода «Красный Октябрь». Это было временное решение. Уже в 1961 году покупателям был предложен «легкий» мопед «Рига-2 Гауя» (Gauja) с тем же мотором, специально разработанной трубчатой рамой и подпружиненной передней вилкой. С этого момента на заводе параллельно строились два семейства мопедов, условно делившиеся на «тяжелое» и «легкое», с моторами Шауляйского и Ленинградского заводов соответственно.



С 1965 года выпускался тяжелый мопед «Рига-3» с модернизированным мотором, измененными формами облицовок и бензобака. Через три года его сменила «Рига-4» -машина, ставшая основой семейства, выпускавшегося двадцать лет. Модели с индексами «12», «16» и «22» меняли друг друга, отличаясь в основном моторами и электрооборудованием. В 1966 году легкий мопед «Рига-5» получил телескопическую переднюю вилку, а сменивший его позже вариант «Рига-7» оснащался сварной, а не паяной рамой.

К началу 70-х годов завод «Саркана Звайгзне» был крупнейшим в СССР изготовителем легкой мототехники, но опытные разработки чаще всего шли «в стол», не доходя до конвейера. Спрос на мопеды был огромным, и чиновники не видели смысла тратить средства на модернизацию продукции и оборудования. В 1977 году обновились оба семейства машин. В легком дебютировала «Рига-11» с хребтовой рамой, консольным креплением силового агрегата, 19-дюймовыми колесами и бензобаком под багажником. Втяжелой категории модель «Рига-16» впервые получила двигатель с кикстартером и стала называться не «мопед», а «мокик». Ее сменила «Рига-22», отличавшаяся небольшими косметическими изменениями.

Мини-мокик, получивший наименование «Мини», пошел в серию в 1981 году. Принципиально новая модель была разработана и поставлена на поток всего за два года — рекорд для тогдашней плановой системы хозяйствования. Силовой агрегат (50 куб.см., 1,8 л.с.) не изменился, а вот ходовая часть была полностью новой.

Сиденье можно было регулировать по высоте. Необычный вид машине придавали высокие «рога» руля и 10-дюймовые колеса с разборными штампованными дисками. Через четыре года ее сменила «Стелла» (Stella) — модернизированный мини-мокик, предлагавшийся как с шауляйским мотором, так и с 50-кубовым двигателем «Ява» с автоматическим центробежным сцеплением.

В том же 1985 году появился мопед «Дельта» (Delta) с принципиально новой ходовой частью и «молодежным» дизайном. Эти машины перешли в 90-е годы, выпускаясь и после обретения независимости Латвийской Республикой. «Дельта» поставлялась на экспорт с самыми разными силовыми агрегатами — «Мотобекан», «Пежо» и другими.



С 1993 года предприятие «Саркана Звайгзне» стало называться «Государственное акционерное общество Рижский Мотозавод». Производство мототехники продолжалось до августа 1998 года, когда главный конвейер был остановлен. Причиной послужили экономический кризис, устаревшая конструкция мопедов и мокиков, а так-же неконкурентоспособный силовой агрегат. Все это повлекло за собой падение спроса, тем более, что основной рынок сбыта — российский — вдобавок оказался отгорожен границей и таможенными пошлинами.

Говоря об истории «Саркана Звайгзне», следует отметить, что именно здесь в 1961 году был создан первый в СССР гоночный мотоцикл класса 50 куб.см. В 1967 году на заводе было создано специальное бюро спортивных мотоциклов.

Одним из самых красивых стал спортивный мотоцикл «Рига-9S», дизайн которого в 1969 году выбрал темой своего дипломного проекта выпускник Латвийской Академии художеств Гунар Глудиньш, ставший впоследствии главным дизайнером завода. Конструктор и гонщик Александр Смертьев четырежды завоевал титул чемпиона СССР.

К сожалению, ни эти разработки, ни многое другое, в том числе и последний мопед завода — «Фора» (Fora) — не попали в серию, и сегодня продукция «Саркана Звайгзне» стала одной из страниц истории мотопромышленности СССР.

0 комментариев

Автор топика запретил добавлять комментарии