Л-300 СССР 1930-1941



Буквой «Л» обозначались мотоциклы, строившиеся на нескольких заводах в Ленинграде в 30е годы. Все началось в 1929 году, когда группу инженеров под руководством Петра Владимировича Можарова, создававшую в Ижевске опытные мотоциклы, перевели в Ленинград, где решено было наладить массовый выпуск мототехники. Однако вместо внедрения в серию опытных разработок специалисты по команде свыше приступили к подготовке производства копии немецкого мотоцикла «ДКВ Люксус 300».


Эта машина имела сборную раму из штампованных профилей, параллелограммную переднюю вилку со штампованными перьями, двухтактный двига гель рабочим объемом 293 см3 и мощностью 8 л.с, маховичное магдино, трехступенчатую коробку передач и клинчерные колеса. Выпуск мотоцикла был поручен Тресту массового машиностроения («Тремасс»), который и разместил заказ на одном из своих подведомственных предприятий ~ заводе «Промет». Первая партия мотоциклов была собрана в 1930 году. Во многом точнаякопия немецкой машины, новая модель Л300 (Л Ленинградский, 300 округленное значение рабочего объема) получила двигатель меньшей мощности всего 6,5 л.с, так как степень сжатия была снижена, дабы использовать отечественный бензин не очень хорошего качества. Поскольку возможности завода «Промет» не позволяли наладить массовый выпуск мотоциклов, как это предусматривалось, то в 1932 году производство было переведено на гораздо лучше оснащенный завод «Красный Октябрь».

Тем не менее завод «Промет» не остался в стороне от мотоциклостроения. Дело в том, что это предприятие занималось выпуском целого ряда машин и механизмов, в том числе и противопожарных механических насосов. Идея мобильной водяной помпы нашла свое воплощение в совершенно уникальном пожарном мотоцикле, который начал небольшими партиями строиться с 1934 года под индексом Л600. Двухцилиндровый двухтактный мотор рабочим объемом 600 см3 и мощностью 12 л.с был продольно установлен в сборную штампованную раму, похожую на раму Л300, но гораздо большего размера. Поскольку двигатель предназначался не только для движения мотоцикла, но и для привода мотопомпы производительностью 600 л/мин, требовалась совершенная система охлаждения, тем более что цилиндры располагались один за другим. Для достижения нужного эффекта маховик двигателя был вынесен вперед и крепился на выходившем из картера хвостовике коленчатого вала. Внутри маховика размещалось маховичное магдино, а снаружи вентилятор большого диаметра. Двигатель вместе с вентилято ром были закрыты специальным кожухом, который обеспечивал приток воздуха непосредственно к цилиндрам. Мотопомпа вместе со шлангами и прочим оборудованием размещалась в коляске слева от мотоцикла. Для ее привода служил вспомогательный карданный вал от коробки передач. Заднее колесо мотоцикла приводилось основным карданным валом. Эти мотоциклы строились вплоть до начала войны и состояли в оснащении многих пожарных дружин, зачастую являясь единственным средством оперативного пожаротушения.

В 1934 году специалисты завода «Красный Октябрь» разработали и построили опытный образец мотоцикла, получившего индекс Л500. Мотоцикл по ходовой части напоминал Л300 та же сборная рама из штампованных элементов и параллелограммная передняя вилка, но силовой агрегат был принципиально иным. Верхнеклапанный двигатель традиционной английской конструкции вертикальный цилиндр, штанговый привод клапанов, расположенных под углом 45° к горизонтали, система смазки с сухим картером имел рабочий объем 496 см3 и развивал мощность 18 л.с. В электрооборудовании наличествовали раздельные генератор и магнето системы зажигания. Трехступенчатая коробка передач имела ручной механизм переключения и приводилась цепью. Цепным был и привод заднего колеса. Что интересно колеса мотоцикла были сделаны взаимозаменяемыми. Серийное производство машины не началось по соображениям экономического характера: производственные площади предприятия не позволяли выпускать две абсолютно разные модели. Возможно, сказался и тот факт, что в это же время приступили к разработке тяжелого одноцилиндрового мотоцикла на Таганрогском инструментальном заводе (ТИЗ). Эта работа, в отличие от ленинградской, была плановой, и на нее было выделено финансирование.
Осенью 1935 года была готова еще одна опытная модель Л350. Мотоцикл с двухтактный мотором рабочим объемом 346 см3 и мощностью 10,5 л.с. представлял собой модернизированную версию основной продукции предприятия. Ходовая часть осталась неизменной (конструкторы учли сложность освоения новой рамы), а вот двигатель серьезно переработали. Цилиндр из наклонного стал вертикальным. Несмотря на сохранившийся поршень с дефлектором изменилась схема продувки, что привело к появлению двух труб системы выпуска с глушителями.



Л350 так и остался опытным образцом возможно, потому, что прирост мощности по сравнению с Л300 получился относительно небольшим, а требовалась кардинально новая машина. И тогда заводские инженеры обратились к опыту Л500, решив извлечь из него максимум возможной пользы. Результатом стал первый отечественный верхнеклапанный мотоцикл, который удалось довести до серийного производства, причем на нескольких заводах. Двигатель с наклонным цилиндром при рабочем объеме 348 смЗ развивал мощность 13,5 л.с и имел систему смазки с сухим картером. Цилиндр был сделан из чугуна, а картер и головка цилиндра из алюминиевого сплава. Смазка клапанного механизма осуществлялась под давлением через специальную масляную магистраль. Впервые в отечественном мотоциклостроении был использован карбюратор с горизонтальным корпусом дроссельной заслонки.

Основу системы электрооборудования составило магдино английского образца, применявшееся к тому времени на серийных мотоциклах ТИЗАМ600. Раму мотоцикла пришлось немного удлинить, хотя конструктивно она осталась подобной Л300. Трехступенчатая коробка передач также была идентична двухтактной модели, но передаточные числа были слегка изменены применительно к более мощному двигателю. Практически полностью изменилась конструкция сцепления: старое просто не выдерживало возросшего крутящего момента. Изначально планировалось оснащать мотоцикл ножным механизмом переключения передач и прямобортными шинами. На деле же шины остались клинчерными, как на Л300, а ножной механизм фактически представлял собой педаль, посаженную на место ручного рычага. Пользоваться им изза высокого расположения было неудобно, и большая часть мотоциклов, получивших собственный индекс Л8, комплектовалась коробкой передач с ручным рычагом.
Эксперименты затянулись на несколько лет, и, хотя опытные партии машин строились с 1938 года, в серию «Л8» пошел лишь в 1940 году. Чуть позже изготовление этой машины началось также на Серпуховском мотоциклетном (СМЗ) и на Ижевском мотоциклетном заводе (ИжМЗ). В Ижевске была несколько переделана ходовая часть, поэтому машина получила собственный индекс «Иж12». Таких мотоциклов изготовили очень мало.



Мотоциклы Л300 и Л8 продавались населению и поступали в Красную Армию. На них, и особенно на Л8, выступало множество спортсменов первичных ячеек ОСОВИАХИМа (тогдашнего аналога ДОСААФ РОСТО). Для соревнований заводские специалисты на базе Л8 подготовили специальный облегченный спортивный мотоцикл С1 с мотором мощностью 24 л.с. Однако в то время для обеспечения армии мобильным транспортом и комплектования формировавшихся тогда механизированных корпусов требовалось большое количество мотоциклов с коляской. Для их изготовления планировалось переоснастить ряд имевшихся мотозаводов, в число которых попало и мотоотделение «Красного Октября», переименованное в Ленинградский мотоциклетный завод (ЛМЗ). Продолжая выпуск модели Л8, ленинградцы вместо Л300 начали готовить производство копии мотоцикла «БМВ Р71», полученной нашей страной в порядке технической помощи и названной М72. Однако до начала Великой Отечественной войны в Ленинграде серийно строились только Л8. В июле 1941 года Ленинградский мотозавод вывезли в Горький, разместив на площади инструментального цеха завода «Красная Этна». В августе, после установки оборудования, завод начал работу, но затем был размонтирован и передан ГАЗу для производства танков. Когда в октябре на «Красную Этну» прибыл эвакуированный Харьковский мотозавод (ХМЗ), оборудование и оснастку ЛМЗ вернули с ГАЗа для усиления харьковских мощностей. На этом история ленинградских мотоциклов завершилась, все собранные в Горьком М72 числились уже за Горьковским мотоциклетным заводом (ГМЗ).

Интересно, что завод «Красный Октябрь» в послевоенный период вернулся к мотоциклетной теме, освоив выпуск двухтактных моторчиков для мопедов и мотовелосипедов знаменитых «дэшек» (моторы несли обозначение «Д»). Последним по времени стал мотор Д20, который в 1997 году был установлен на опытный мокик «Фора», созданный специалистами латвийского завода «СарканаЗвайгзне». Поговаривали о производстве этих машин в Санкт-Петербурге, но разработка так и не вышла из стадии экспериментов.

0 комментариев

Автор топика запретил добавлять комментарии