Трансмиссия кассетного типа



Просматривая ТТХ мотоциклов, в графе «трансмиссия» часто можно встретить фразу «кассетного типа». Что бы это значило?
Азы
Трансмиссия, или иным словом, коробка перемены передач (КПП), необходима для эффективного использования диапазона мощности двигателя. С другой стороны, точно так же КПП должна полностью соответствовать назначению машины — будь то мотоцикл для кросса, или шоссейный. Вдобавок ко всему, аппарат выдвигает очень серьезные требования по габаритам, весу, дизайну, надежности, удобству в обслуживании и использовании, ремонтопригодности и внешнему виду. Вот, пожалуй, тот небольшой список самых важных требований, что становятся определяющими для конструкторов и инженеров.
Классификация и определение типов трансмиссии на современных мотоциклах — дело очень сложное и не особо нужное. Среднестатистическому пользователю достаточно знать чисто функциональные параметры: количество передач (если КПП механическая), ступенчатая это или бесступенчатая передача — если автомат. А вот для спортсменов важна уже более глубокая информация, как то передаточные числа каждой передачи и возможность их изменять. В свою очередь, именно необходимость быстрой перенастройки трансмиссии под конкретные условия и характеристики трассы стала движущей силой для разработки такого типа КПП.
Участие в спортивных чемпионатах для любого мотопроизводителя — это не только имиджевая и вынужденная рекламная мера. Спорт априори всегда требует больших денежных вложений.
Все они направлены не столько на абсолютную победу в чемпионате, сколько на разработку и внедрение новых систем, механизмов, устройств, на огромное количество тестов, всяческих расчетов и измерений.
В свою очередь, это становится очень мощным фундаментом для качества, популярности и востребованности серийной продукции в принципе.

Как она устроена
Кассетная КПП выглядит как отдельное устройство, именуемое механиками не иначе, как кассета. Часть механизмов КПП, а именно валы и механизм переключения передач, собраны в единую конструкцию с постоянным зацеплением шестерен.
Если возникает необходимость ремонта или изменения передаточного числа какой-то передачи, одну кассету просто демонтируют из корпуса КПП, а ее место занимает другая. На операцию демонтажа-монтажа тратится гораздо меньше усилий и времени механиков. Мало того, гоночный болид выходит на каждую трассу со своей трансмиссией, которую откатали во множестве тестов, установив экспериментально именно для этой трассы самые подходящие передаточные числа. Помимо очевидного удобства в обслуживании и ремонте, КПП кассетного типа получились компактнее обычных, что дало серьезную экономию материалов и снизило общий вес силового агрегата.

Вчера и сегодня
Первым применять на своих болидах КПП кассетного типа начал концерн MV Agusta в середине 70-х. Это были времена «золотого века» итальянского мотоспорта. Такой же тип трансмиссии MV Agusta выпускает и до сих пор. Весь модельный ряд концерна оснащен кассетными КПП.
Сегодня нет смысла говорить о повальном применении трансмиссии кассетного типа всеми производителями мотоциклов. Все же цена производства таких КПП значительно зыше, чем обычных, не кассетных. Можно с уверенностью утверждать, что кассетные КПП — это чисто спортивный атрибут.
Вместе с тем, встречаются и далеко не спортивные модели, укомплектованные кассетной трансмиссией. Так, линейка мотоциклов ER-6 концерна Kawasaki — рядный двухцилиндровый двигатель, именуемый сейчас параллельным твином — укомплектован трансмиссией кассетного типа. Точно такой же двигатель и КПП установлены и на кроссовере Versys.
В модельном ряду Ducati только Desmosedici укомплектован трансмиссией кассетного типа. А концерн BMW, к примеру, еще не выпускал модели с кассетными КПП. Но, возможно, с выходом баварцев в большой спорт такие модели появятся даже в свободной продаже.

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.