OSSA (ОССА) Испания 1949-1985



Владелец процветающей компании по выпуску кинематографического оборудования «Орфео Синкроник СА» (Orpheo Sincronic S.A.) Мануэль Хиро (Manuel Giro) был большим энтузиастом моторных видов спорта. Он с успехом выступал в гонках катеров и в начале 30-х годов даже разработал для этой дисциплины специальный гоночный двигатель «Сориано» (Soriano) — рядный шести цилиндровый 998-кубовый агрегат, с помощью компрессора развивавший мощность более 110 л.с. Он был и заядлым мотогонщиком, создавшим в середине 30-х чрезвычайно мощное, но плохо управлявшиеся чудище — симбиоз мотора «Сориано» и шасси БМВ.

Но его первый серийный мотоцикл (маркой для которого Хиро избрал аббревиатуру полного наименования компании) имел гораздо более прозаичную конструкцию, хотя и не лишенную нескольких «изюминок». Одноцилиндровый двухтактный 124-кубовый двигатель «квадратной» (54x54 мм) размерности, оборудованный трехступенчатой коробкой передач, развивал максимальную мощность 5 л.с. Трубчатая дуплексная рама была соединена с телескопической передней вилкой (без гидроамортизации), а сзади — с маятниковой подвеской, оснащенной резиновым, пружинящим элементом.

Машина весом 70 кг развивала максимальную скорость 75 км/ч и была благосклонно воспринята в 1949 году переживающим настоящий бум испанским рынком. В следующем 1950 году новинка была дополнена мотовелосипедом с 49-кубовым двухтактным двигателем мощностью 1,2 л.с.

Базовая 124-кубовая модель была модернизирована в 1954 году: вариант «125-В» получил форсированный до 6,5 л.с. двигатель, возросшую до 85 км/ч максимальную скорость, хребтовую раму и подвески с гидроамортизаторами. В 1958 году дебютировала первая и единственная в истории компании модель с четырехтактным двигателем -«175 Гран Туризмо» (Gran Turismo), которая имела спроектированный в итальянских традициях мотор (172 куб.см, 12 л.с.) с приводом верхних клапанов от нижнего распредвала, четырехступенчатую коробку передач и очень изящную дуплексную трубчатую раму. Такую же ходовую часть получила в 1959 году и двухтактная модель «125-С».

В начале 60-х годов конструкторский отдел возглавил Эдуардо Хиро (Eduardo Giro), сын основателя компании. Под его руководством в 1962 году был разработан мотоцикл «160 Туризмо» с новым силовым агрегатом, послужившим основой для всех конструкций «Осса» в 60-х — 70-х годах.

Одноцилиндровый двухтактный 160-кубовый двигатель, сблокированный с четырехступенчатой коробкой передач, в базовой версии развивал максимальную мощность 10,2 л.с. В 1965 году появилась версия «175 Спорт» с увеличенным до 174 куб.см рабочим объемом и мощностью 19 л.с. В следующем году дебютировала модель «230 Спорт»: вновь лишь за счет увеличения диаметра цилиндра рабочий объем удалось поднять до 229 куб.см, а максимальная мощность выросла до 25 л.с.

Мотоцикл, весивший всего 95 кг, развивал максимальную скорость 145 км/ч. Вскоре компания освоила изготовление наборов, позволявших минимальными средствами превратить эту машину в полноценный гоночный аппарат.
Впрочем, Эдуардо тогда же приступил к проектированию мотоцикла, который мог бы на равных участвовать в соревнованиях самого высокого ранга. Ограниченный бюджет заставил его остановиться на одноцилиндровом двухтактном 249-кубовом двигателе воздушного охлаждения. Применив схему газораспределения с дисковым золотником на впуске и электронное зажига ние, Хиро смог поднять мощность мотора до 42 л.с. при 11000 об/мин.

Уникальной особенностью этой машины была рама типа «монокок», сваренная из алюминиевых листов. Впервые мотоцикл предстал перед публикой на «Гран При Испании» в 1967 году; Карлос Хиро (Carlos Giro) занял на этих гонках шестое место. На следующий год компания ангажировала одного из лучших испанских гонщиков, Сантьяго Эрреро (Santiago Неггего). По итогам чемпионата мира он занял седьмое место, а в 1969 году, выиграв три «Гран При», получил бронзовую медаль. Эрреро блестяще начал и сезон 1970 года, но погиб в гонке «Турист Трофи». Компания свернула свою гоночную про грамму и больше никогда не участвовала в шоссейно-кольцевых гонках.

Ко второй половине 60-х годов относятся и первые успехи марки в международных внедорожных соревнованиях. В 1967 году Хиро спроектировал превосходный 247-кубовый двухтактный двигатель, предназначенный для спортивных мотоциклов. Его 16-сильная версия использовалась для триальных машин, 20-сильная версия устанавливалась на мотоцикл двойного назначения «Эндуро Пионер» (Enduro Pioneer), а самый мощный, 28-сильный вариант был предназначен для кроссового мотоцикла. Внедорожная гамма пользовалась огромным успехом на экспортных рынках, особенно в США и Великобритании. Самый большой спортивный успех выпал на долю машин для триала: англичанин Мик Андруз (Mick Andrews) дважды, в 1971 и 1972 годах, выигрывал чемпионат Европы в этом виде спорта.

По заказу американского импортера Эдуардо Хиро в конце 60-х годов приступил к проектированию мощного мотоцикла с двухцилиндровым двухтактным двигателем. Фактически новый силовой агрегат стал удвоенной версией проверенного 229-кубового мотора. В 1972 году в продажу поступил мотоцикл двойного назначения «460 Янки» (Yankee) с 458-кубовым двигателем мощностью 44 л.с, шестиступенчатой коробкой передач и легкой дуплексной рамой (весь мотоцикл весил 135 кг). Через год дебютировала и дорожная версия «500SS Янки»; рабочий объем мотора был увеличен до 494 куб.см, а максимальная мощность — до 58 л.с. В оснащение машины, способной разгоняться до 190 км/ч, вошел передний дисковый тормоз.

Подобно большинству испанских компаний, выросшая в условиях практического запрета на импорт мотоциклов «Орфео Синкроникс» оказалась совершенно неготовой к конкуренции в условиях свободного рынка после смерти Франко. К тому же на главном экспортном рынке — в США — после топливного кризиса стали неодобрительно относиться к двухтактным моторам. В последнее десятилетие своей деятельности компания так и не смогла создать ни одной новой конструкции и стремительно двигалась к банкротству. В 1984 году на ее основе был создан рабочий кооператив, что растянуло агонию еще на год.

0 комментариев

Автор топика запретил добавлять комментарии