Мотоциклы «Паннония» (Panndnia) ВНР 1956-1975

Panndnia

Мотоциклы «Паннония» памятны мотоциклистам СССР и стран Восточной Европы. Установочная модель «TL250» с двухтактным одноцилиндровым двигателем рабочим объемом 250 куб.см и мощностью 10,5 л.с. представляла собой дальнейшее развитие мотоциклов «Челель», немного напоминая внешне продукцию итальянской фирмы «Мондиаль». Первые два года эта машина продавалась под старым названием, и лишь с 1956 года торговая марка «Паннония» окончательно утвердилась на рынке.

В 1956-1959 годах на Чепельском мотозаводе появились модернизированные серии мотоциклов «TLT» и «TLF» с более мощным двигателем, комфортабельным седлом, герметичным кожухом задней цепи. Одновременно выпускалась капотированная модификация «TLB», отличавшаяся оригинальным дизайном и яркой расцветкой. С этих мотоциклов начался экспорт «Панноний» в Советский Союз, который на долгие годы стал основным потребителем венгерской моюгехники. Тогда же были достигнуты первые спортивные успехи: в 24-часовых гонках во Франции в 1956 году «Паннония» заняла первое место в классе 250 куб.см.

В 1960 году была выпущена 100-тысячная «Паннония», а годовое производство превысило 25 тысяч штук. В середине 60-х годов базовую модель «TLF» сменили две новые: «Т5» (16 л.с) и «Р10» (18 л.с). Рабочий объем мотора и ею общая конструкция практически не изменились. На базе обоих мотоциклов было создано более десятка модификаций, учитывающих специфику рынков различных стран, поскольку более 70% продукции предприятия шло на экспорт. Даже в США поставлялось несколько версий под маркой «Уайт». Основным же внешним партнером оставался Советский Союз, куда ежегодно отгружалось до 25 тысяч мотоциклов. Это мешало поставить на поток машины нового поколения.

Производственные мощности были загружены выпуском проверенной и обеспеченной спросом техники. Лишь в 1968 году из ворот завода появились первые образцы новой модели «Р20» (копии «Ямаха YDS 2»). Это была нипохожая ни на что современная для мотоциклетной промышленности социалистических стран машина с двухцилиндровым двухтактным движком объемом 246 куб.см и мощностью 23 л.с, так же мотоцикл был оснащен двумя карбюраторами и пятиступенчатой коробкой передач. После пяти лет к ней примкнула модернизированная машина с индексом «Р21». Два мотоцикла производились в количестве 7 — 10 тысяч ежегодно и, кроме внутреннего рынка, были представлены в Европе и Северной Америке.

А вот СССР от экспорта новых «Панноний» отказался слишком совершенные венгерские мотоциклы могли отрицательно сказаться на объемах продаж устаревшей советской техники.

Потеряd основного экономического партнера, во время сокращение внутреннего рынка и без государственной поддержки, нужной для модернизации оборудования, привели к остановке выпуска мотоциклов в 1975 году. Годом ранее имелся уникальный шанс сохранить мотопроизводство — концерн «Ямаха» предлагал создать на базе завода совместное предприятие по выпуску мотоциклов, но в социалистической Венгрии такое развитие событий было нереальным. Всего за период с 1954 по 1975 год Чепельский мотоциклетный завод изготовил свыше 600 тысяч мотоциклов, примерно 50 тысяч из них составили двухцилиндровые модели.

0 комментариев

Автор топика запретил добавлять комментарии