РАДЖ (Rudge) Великобритания 1910-1940



Марка «Радж» является одной из известнейших в истории мотоциклостроения. Несшие ее мотоциклы всегда отличались высокими характеристиками и отменным качеством изготовления, за что пользовались уважением мотоциклистов во всем мире. В нашей стране это название традиционно произносится как «Рудж», что не совсем верно. А начиналась история предприятия еще в 1868 году, когда энтузиаст велоспорта и изобретатель Дэн Радж (Dan Rudge) на задворках принадлежавшего ему постоялого двора построил свой первый велосипед. Раджу принадлежат патенты на такие этапные изобретения, как установка колес и педалей на шарикоподшипниках.


Уже в 1870 году он основал компанию по производству велосипедов. После смерти Дэна она в 1894 году объединилась с фирмой «Уитворт» (Whitworth), основав конгломерат «Радж-Уитворт Лимитед» (Rudge-Whit-wort Ltd.).

Это объединение стало в начале XX века не только производителем велосипедов, но и крупным поставщиком комплектующих. Его колеса, например, широко применялись не только на велосипедах и мотоциклах, но и на автомобилях. В 1910 году оно представило свой первый мотоцикл. Вертикальный одноцилиндровый двигатель рабочим объемом 499 куб.см имел верхний впускной и нижний выпускной клапаны; цепной привод шел к установленному перед цилиндром магнето. В стандартном варианте машина оснащалась непосредственным ременным приводом заднего колеса, по заказу можно было приобрести вариант с двухступенчатой трансмиссией. Трубчатая рама, в нижний угол которой был встроен двигатель, имела характерный уклон в задней части, позволивший снизить высоту седла. Спереди стояла параллелограммная вилка с заключенной в кожух цилиндрической пружиной, труба руля имела черное покрытие — эти две характерные черты будут свойственны всем мотоциклам «Радж» до самого конца мотопроизводства.

В январе 1912 года компания предложила покупателям вариатор системы «Мульти» (Multi): клиновой ремень и шкивы с перемещаемыми половинами. В отличие от популярной в те годы системы «Зенит Грэдьюа» (Zenith Gradua), в которой регулировался лишь моторный шкив, а для компенсации натяжения ремня передвигалась ось заднего колеса, у «Раджа Мульти» база оставалась неизменной, а компенсация натяжения достигалась одновременным перемещением половин обоих шкивов — моторного и колесного — через систему тяг и рычагов. Переда точное отношение трансмиссии изменялось посредством большого рычага с левой стороны мотоцикла, рычаг мог фиксироваться в одном из двадцати положений — отсюда и название «Мульти».

На 500 кубовых мотоциклах, оборудованных этой системой, заводские гонщики с успехом вы ступали в различных соревнованиях. В 1913 году Рэй Эбботт (Ray Abbott) занял второе место в гонке «Турист Трофи», а в следующем году Сирил Пуллин (Cyril Pullin) выиграл это состязание.

Специально для эксплуатации с боковой коляской компания к сезону 1913 года подготовила 750-кубовый мотоцикл, у которого рабочий объем двигателя при неизменном диаметре цилиндра (85 мм) возрос за счет увеличения хода поршня с 88 до 132 мм! Эта машина также оснащалась системой «Мульти». Незадолго до начала Первой мировой войны был разработан проект мотоцикла с двухцилиндровым V-образным 998-кубовым двигателем, получившим газораспределительный механизм «клапан над клапаном», и трансмиссией «Мульти». Но эти планы были прерваны началом боевых действий. В 1916 году предприятие прекратило изготовление мотоциклов, снабжая союзников в основном велосипедами.

Возвращение фирмы «Радж» к мототехнике состоялось в 1919 году. Это были одноцилиндровая (499 куб.см.) и двухцилиндровая (998 куб.см.) модели — все с системой «Мульти». Но для двухцилиндровой машины вариатор оказался слабоват, и уже в 1920 году появился ее вариант с трехступенчатой коробкой передач. Привод заднего колеса, равно как и моторная передача, уже были сделаны цепными. В 1921 году подобную трансмиссию получила и 500-кубовая модель.

В 1924 году семейство под названием «фор» (four — четверка) сменило устаревшие модели. Название отражало не число цилиндров, а тот факт, что двигатели «Радж» получили четырехклапанную головку цилиндра и сочетались отныне с четырехступенчатой коробкой передач. Газораспределительный механизм, кроме клапанов в головке цилиндра, включал в себя распределительный вал в картере двигателя, толкающие штанги и вильчатые коромысла; камера сгорания имела форму «домика», пары параллельных впускных и выпускных клапанов располагались под углом друг к другу.

Коробка передач отличалась тем, что все валы были собраны на игольчатых подшипниках. Поначалу новый мотор дебюшровал в 350-кубовом варианте, но вскоре его дополнил 499-кубовый, который, развивая максимальную мощность 15 л.с, разгонял мотоцикл до скорости 105 км/ч.

Очередная новинка на мотоциклах компании появилась в 1926 году: комбинированная тормозная система. Надо сказать, что в те годы «Радж» все еще применял примитивные тормоза башмачного типа, в которых колодки прижимались к специальным ободам на колесах, и лишь в 1928 году на мотоциклах появились внутриступичные тормозные барабаны огромного по тем временам диаметра — 203 мм. Усилие от тормозной педали воздействовало на тормоза обоих колес, причем специальный регулятор направлял большую часть усилия к переднему колесу. Кроме того, рычаг на руле независимо приводил в действие передний тормоз.

В 1926 году предприятие также возродило гоночную команду. Первая большая победа пришла в 1928 году: Грэм Уокер (Graham Walker) выиграл «Гран При Ольстера», причем впервые 500-кубовый мотоцикл показал среднюю скорость более 80 миль в час (128,7 км/ч). В следующем году Уокер повторил свой подвиг, а серийную программу украсила форсированная 500-кубовая модель «Ольстер» (Ulster), способная разгоняться до 135 км/ч. Одновременно компания начала производство «дешевых» мотоциклов с моторами ДжАП: верхнеклапанным (245 куб.см) и нижнеклапанными (248 и 300 куб.см). Завершал парад новинок 500-кубовый мотоцикл для трековых гонок с оригинальной дуплексной рамой, к которой мотор для снижения центра тяжести машины был подвешен за картер.



Если гоночные мотоциклы второй половины 20-х годов мало чем отличались от серийных машин, то к сезону 1930 года для них был разработан новый мотор с полусферической камерой сгорания и радиальным расположением четырех клапанов. Такая схема потребовала размещения в головке шести коромысел! Разработанный в вариантах 250 и 350 см\ этот двигатель сразу же помог добиться значительных успехов. В гонке «Турист Трофи» в том году в классе 350 см! команда «Раджа» заняла три первых места, а Уол Хэндли (Wal Handley) победил в классе 500 куб.см. Британец Эрни Нотт (Ernie Nott) стал чемпионом Европы в классе 350 куб.см. Он повторил свой ус-пех в следующем году, а Грэм Уокер выиграл и чемпионат Европы, и гонку «Турист Трофи» в классе 250 куб.см.

На смену дешевым моделям с моторами ДжАП в 1931 году пришли машины с моторами рабочим объемом 248 и 349 куб.см. — обе с радиальным расположением четырех верхних клапанов. Кроме того, с 1930 года компания начала продавать свои четырехклапанные двигатели под маркой «Питон» (Python) мотоциклетным производителям всей Европы. В 1932 году головка цилиндра с радиальным расположением клапанов наконец появилась и на серийных «пяти сотках» — моделях «Ольстер» и «ТТ Реплика». Дорожные мотоциклы получили центральную подставку, на которую мотоцикл ставился при помощи рычага. Любопытно, что для «пятисотки» радиальная головка была признана неэффективной, и в 1933 году ее сменил узел смешанной конструкции — с параллельными впускными клапанами и радиальными выпускными. По крайней мере, число коромысел снизилось с 6 до 4!

Мотоциклы «Радж», имея довольно сложную конструкцию, не избежно стоили дороже конкурентов. В годы Великой депрессии этот фактор оказался решающим — не помогли ни спортивные успехи, ни продажи моторов. Компания очутилась на краю банкротства, и в марте 1933 года был назначен внешний управляющий. Это означало конец и для спортивной команды. Ее выкупил Грэм Уокер, и в 1934 году мотоциклы «Радж» вновь заняли три первых места в гонке «Турист Тро фи» в классе 250 см. Но это оказался последний спортивный успех славной марки.

Новым владельцем компании в 1935 году стал концерн ЭМИ (EMI), крупный производитель радиоаппаратуры. Модельную программу в том году дополнил 245-кубовый мотоцикл «Радж Турист» (Tourist) с двухклапанной головкой цилиндра и обычной не комбинированной тормозной системой. В следующем году эта модель получила наименование «Рэпид» (Rapid). В 1937 году открытый газораспределительный механизм получил клапанную крышку, что позволило значительно улучшить его смазку.

В 1938 году ЭМИ перевела производство мотоциклов на свой основной завод, но с началом Второй мировой войны концерн получил крупный заказ на изготовление радиоап паратуры (особенно деталей для радаров), и поэтому в конце 1939 года прекратил выпуск мотоциклов. В начале 1940 года появилась последняя машина под маркой «Радж» -примитивный мотовелосипед с 98-кубовым двухтактным двигателем «Вилльерс Джуниор» (Villiers Junior). Но вскоре права и на эту конструкцию были переданы компании «Норман», 1943 году руководство ЭМИ окончательно решило, что не вернется после войны к производству мотоциклов, и продало права на марку «Радж».

0 комментариев

Автор топика запретил добавлять комментарии