РЕКС, РЕКС-АКМЕ (Rex, Rex-Acme) Великобритания 1900-1933



У истоков этой марки стояли энергичные предприниматели братья Билли и Гарольд Уильямсоны (Billy & Harold Williamson): первый был генеральным директором, а второй — руководителем сети сбыта продукции. В 1899 году они создали свой первый автомобиль. Через год появился и типичный для тех времен мотоцикл: одноцилиндровый 398-кубовый четырехтактный двигатель собственного производства с атмосферным впускным клапаном, карбюратор испарительного типа, непосредственный ременный привод заднего колеса. Характерной чертой моторов «Рекс» было «квадратное» (в плане) оребрение цилиндра.

Гарольд Уильямсон отлично понимал значение спортивных побед для рекламы и уровня продаж, так что мотоциклы «Рекс» с успехом участвовали в состязаниях самого разного уровня — от горных гонок до пробегов через всю Великобританию. В результате компания «Рекс» стала одним из ведущих британских производителей мотоциклов. Кроме двухколесных машин, немалой популярностью пользовались «форекары» (forecar) — мотоциклы с двумя передними колесами, между которых размещалось пассажирское сиденье. Быстро совершенствовалась и конструкция машин. Уже в 1906 году предприятие предлагало мотоциклы с одноцилиндровым нижнеклапанным двигателем рабочим объемом 465 куб.см, а также с двухцилиндровым V-образным мотором (726 куб.см) с газораспределительным механизмом «клапан над клапаном». В том же году появилась любопытная конструкция телескопической передней вилки с двумя парами труб с каждой стороны колеса, между которыми крепились ось колеса и наружные пружины. В 1908 году была внедрена в серию новая рама с изгибом в задней части, что позволило снизить высоту седла. В 1909 году конструкторы компании экспериментировали с двухтактным 470-кубовым мотором для гоночного мотоцикла, который оснащался вращающимся золотником во впускном тракте.



Увы, вскоре возникли трения между Уильямсонами и прочими членами совета директоров. Братья считали, что компании стоит сосредоточиться на производстве двигателей, их оппоненты считали, что следует резко расширить мотоциклетную модельную гамму, пусть даже за счет применения покупных моторов. В результате в 1911 году Уильямсоны покинули компанию. Но все же до начала Первой мировой войны применялись моторы собственного производства — как одноцилиндровые рабочим объемом от 339 до 532 куб.см, так и двухцилиндровые V-образные (896 куб.см). Правда, параллельно с 1908 по 1915 год по заказу компании «Рекс» фирма «Премьер» строила мотоциклы с моторами ДжАП под маркой «Рекс-ДжАП».

К сезону 1914 года компания подготовила абсолютно новую машину с двухцилиндровым V-образным двигателем рабочим объемом 952 куб.см. Кривошипно-шатунный механизм мотора был полностью собран на роликовых подшипниках, моторная и главная передачи были сделаны цепными. К следующему сезону был готов вариант этого мотоцикла с карданным приводом заднего колеса, а также легкая машина с 349-кубовым двухтактным мотором. Но этим новинкам не суждено было попасть к покупателям. Во время Первой мировой войны компания выполняла военные заказы, не имеющие отношения к мотоциклам.

В январе 1919 года была объявлена послевоенная программа компании: 550-кубовая одноцилиндровая модель и 952-кубовая двухцилиндровая, обе с моторами собственного производства. Но уже в следующем году собственную «двойку» заменил 980-кубовый двигатель ДжАП. Тогда же фирма объединилась с мотоциклетной компанией «Акме» (Acme), которая была основана в июне 1902 года с целью производства велосипедов, мотоциклов и двигателей. Кроме моторов собственного изготовления (нижнеклапанных одно- и двухцилиндровых V-образных), фирма «Акме» использовала на своих мотоциклах покупные силовые агрегаты. Финансовое положение предприятия после войны было не блестящим, и объединение с более сильным партнером оказалось хорошим выходом из создавшейся ситуации. С 1922 года мотоциклы получили объединенную марку «Рекс-Акме». В том же году компания отказалась от использования собственных моторов. В 20-е годы она использовала широчайшую гамму покупных двигателей рабочим объемом от 175 до 750 куб.см производства ДжАП, «Аза» (Aza), «Блекбёрн», «Вилльерс», МАГ и «Бэррэнд Страуд».

Достоинства моторов «Блекбёрн» и гоночный талант Уолтера Хэндли (Walter Нandley) принесли фирме «Рекс-Акме» несколько замечательных побед в соревнованиях самого высокого ранга, в том числе три победы в «Турист Трофи» (в 1925 году в классах 350 и 175 куб.см и в 1927 году в классе 250 куб.см). Но эти успехи не смогли повлиять на тот факт, что марка стремительно теряла популярность. Некогда знаменитая компания факти-чески превратилась в одно из многочисленных сборочных предприятии, не имеющих своего лица и «изюминки». Первый же серьезный удар экономического кризиса конца 20-х — начала 30-х годов привел к тому, что в 1931 году производство мотоциклов было остановлено.

Обанкротившееся предприятие приобрела компания «Миллз-Фулфорд Лимитед» (Mills-Fulford Ltd.), выпускавшая боковые коляски для мотоциклов. В мае 1932 года марка «Рекс-Акме» вернулась на рынок, на сей раз лишь с двумя моделями. Они имели одноцилиндровые верхнеклапанные моторы ДжАП, рабочим объемом 349 или 490 куб.см. К сезону 1933 года компания подготовила еще две 250-кубовые машины: одна с двухтактным двигателем «Вилльерс», вторая — с верхнеклапанным мотором ДжАП. Но в 1933 году «Миллз-Фулфорд» обанкротилась, и марка «Рекс-Акме» окончательно исчезла с мотоциклетного рынка.

Фирма «Рекс Моторенверк» (Rex Motorenwerk) вышла на мотоциклетный рынок в 1948 году на волне интереса к дешевой малокубатур-ной технике. Маркетинговое решение было несложным -под маркой «Рекс» предлагался вспомогательный велосипедный двигатель рабочим объемом всего 31 куб.см, который легко монтировался на переднюю вилку любого велосипеда. В комплект входили также ремень и ременный обод, крепившийся на переднее колесо. Спрос на новинку оказался высок, и вскоре появилась новая версия мотора (34 куб.см, 0,75 л.с), которая позволяла велосипеду двигаться со скоростью до 30 км/ч. До конца 50-х годов было изготовлено свыше 100 тысяч таких комплектов.

На Франкфуртском салоне 1951 года фирма «Рекс» представила мопед с трубчатой рамой, 40-кубовым двухтактным мотором и ременным приводом заднего колеса.



Позже рабочий объем мотора возрос до 49 куб.см, а спереди появился барабанный тормоз. Мопед предлагался в нескольких версиях, отличавшихся оснащением и отделкой. С1955 года в серию пошли модернизированные машины с хребтовой рамой, новым мотором (49,6 куб.см, 2,1 л.с), двухступенчатой коробкой передач с механизмом переключения при помощи рукоятки на руле, цепным приводом заднего колеса и короткорычажной передней вилкой. На следующий год программа дополнилась версией «Монако» (Monaco), которая уже комплектовалась длиннорычажной передней вилкой и маятниковой задней подвеской.

В 1959 году дебютировал мопед «Комо» (Сото) — абсолютно новая машина, сделанная в духе моднейших на тот момент моделей. Ее отличали хребтовая рама из штампован ных профилей, длиннорычаж-ная передняя вилка, маятниковая задняя подвеска, цепь привода заднего колеса в герметичном кожухе, двухместное седло. Двигатель (49 куб.см, 1,7 л.с.) оснащался системой принудительного воздушного охлаждения и сочетался с трех-ступенчатой коробкой передач. Развитием этой машины в дальнейшем стали очень похожие на нее мокик «Рива» (Riva) и легкий мотоцикл «Зильберрекс» (Silberrex), которые строились до 1964 года.

0 комментариев

Автор топика запретил добавлять комментарии