Мотоциклы САНБИМ (Sunbeam) Великобритания 1912-1957



Джон Марстон (John Маrston) получил в наследство основанное еще в 1790 году предприятие по изготовлению эмалированных и лакированных товаров в японском стиле. В 1887 году он сделал ценное прибавление к семейному бизнесу, освоив изготовление велосипедов. Среди соперников его продукция отличалась высоким качеством окраски, так что она получила торговую марку «Санбим» (в переводе с английского — солнечный луч).

Уже в 1899 году Марстон начал экспериментировать с автомобилями, и в начале XX века его компания выдвинулась в число ведущих британских автопроизводителей. А вот первый мотоцикл «Санбим» появился лишь в 1912 году. Эту довольно передовую для своего времени конструкцию разработал Джон Гринвуд (John Greenwood). В нижний угол трубчатой одинарной рамы был встроен одноцилиндровый нижнеклапанный двигатель рабочим объемом 347 куб.см, через многодисковое сцепление крутящий момент передавался на двухступенчатую коробку передача. Моторная и главная передачи были цепными, обе работали в герметично закрытых кожухах, наполненных маслом — черта, характерная и для велосипедов «Санбим».

Уже в июле 1913 года появился второй мотоцикл с двухцилиндровым V-образным нижнеклапанным 770-кубовым двигателем ДжАП. В сентябре того же года дебютировал вариант одноцилиндровой модели с увеличенным до 499 куб.см рабочим объемом мотора. Обе машины оснащались трехступенчатой коробкой передач. На одноцилиндровом гоночном варианте Говард Дэвис (Howard Davies) финишировал вторым в «Турист Трофи» 1914 года.

В годы Первой мировой войны компания поставляла мотоциклы для армий союзников, в том числе и для России. Джон Марстон умер в 1918 году в возрасте 82 лет, и его наследники вскоре продали велосипедное и мотоциклетное отделения химическому концерну «Ноубл Индастриз» (Noble Industries Ltd.). Компания продолжала выпускать ту же гамму, что и в годы воины, а ее гонщики с успехом выступали в соревнованиях самого высокого класса: Том де ла Хэй (Tom de la Hay) выиграл «Турист Трофи» в классе 500 куб.см в 1920 году, и Алек Беннетт (Alec Bennett) повторил его успех в 1922 году.

Полный пересмотр модельной гаммы произошел в 1923 году. Были сняты с производства двухцилиндровые машины, а ряд одноцилиндровых дополнен мотоциклами с нижнеклапанными моторами (347 и 599 куб.см). Кроме того, началась работа над верхнеклапанными двигателями. Они дебютировали в конце 1923 года в версиях 347 и 493 куб.см. К сезону 1925 года была подготовлена модель и с верхним распределительным валом в головке цилиндра (приводимым вертикальным валом и коническими шестернями), но она не показала особых преимуществ перед вариантом со штанговым приводом верхних клапанов. Чарли Додсон (Charlie Dodson) на таком мотоцикле дважды — в 1928 и 1930 годах — выиграл «Турист Трофи» в классе 500 куб.см.

Лишь в 1929 году на серийных мотоциклах «Санбим» плоский бензобак, установленный между верхними трубами рамы, уступил место седловидному. В 30-х годах ушли в прошлое наполненные маслом кожухи цепей, появились четырехступенчатые коробки передач с ножным механизмом переключения. Модельную гамму в 1931 году дополнила машина с 248-кубовым верхнеклапанным мотором. Технический консерватизм с неизбежностью привел к падению прибыли, и в 1936 году химический концерн продал компанию конгломерату «Эй-Эм-Си», выпускавшему мотоциклы марок «Матчлесс» и «Эй-Джей-Эс».



Поначалу «новая рука» сказалась лишь в переводе производства мотоциклов «Санбим» с их родного завода в Уолверхэмптоне на огромное предприятие «Эй-Эм-Си» в пригороде Лондона. Лишь в октябре 1938 года было представлено новое семейство цепной привод высоко расположенного распредвала и магнино. Четырехступенчатая «ножная» коробка передач располагалась в отдельном блоке. Но уже через год производство мотоциклов «Санбим» было прекращено, и конгломерат «Эй-Эм-Си» занялся изготовлением армейских мотоциклов «Матчлесс» и «Эй-Джей-Эс». В 1943 году был построен экспериментальный мотоцикл с двухцилиндровым V-образным 990-кубовым верхнеклапанным двигателем «Матчлесс», телескопической передней вилкой и приводом на колесо коляски, но проект не получил продолжения. В том же году права на марку «Санбим» были проданы концерну «БСА».

Новый хозяин устроил марке воистину триумфальное возвращение. На осеннем мотосалоне 1946 года публика увидела абсолютно оригинальную машину, спроектированную Эрлингом Поппом (Erling Рорре) и представленную как «Санбим S7». В массивную дуплексную раму со свечной задней подвеской был продольно установлен на резиновых сайлентблоках двухцилиндровый рядный двигатель (487 куб.см, 25 л.с.) с верхним распредвалом, приводимым цепью. Цилиндры из алюминиевого сплава были отлиты за одно целое в верхней частью картера. Крутящий момент передавался на заднее колесо через однодиковое сухое сцепление, четырехступенчатую коробку передач (размещенную в одном блоке с двигателем), карданный вал и червячную главную передачу. Седло было подвешено на пружинно-рычажной подвеске. Мотоцикл весил немало (195 кг) и выглядел очень массивным, чему способствовали внушительная телескопическая передняя вилка и огромные «балонные» шины размером 4,75-16. К сожалению планы концерна не оправдались.

Мотоцикл отпугивал покупателей своей ценой, посредственной динамикой (максимальная скорость — 125 км/ч маловато даже по тем временем был издан прототип с четырехцилиндровым 600-кубовым мотором жидкостного охлаждения, который остался опытным образцом. Последним напоминанием о марке стали мотороллеры «БСА Санбим», которые выпускались с 1958 по 1964 год.

0 комментариев

Автор топика запретил добавлять комментарии